Программа обучения детей детскому фитнесу. Образовательная программа «Детский фитнес. Принято на заседании педагогического совета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, в России сложились объективные условия для развития детского фитнеса.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей дошкольного возраста. По данным специалистов, каждый второй современный дошкольник имеет отклонения в состоянии здоровья. Одна из основных причин данного показателя - малоподвижный образ жизни. Интернет, компьютерные игры и просиживание у телевизора, а также занятия, занятия, занятия, - все это приводит к тому, что каждый год уровень общего здоровья дошкольников неуклонно снижается. В то же время, ученые доказали, что физическое развитие ребенка – неотъемлемая составляющая развития его личности, в целом, а физическая активность – один из этапов его адаптации к социуму.
Так что же такое «детский фитнес»? Само слово fitness переводится с английского как «быть в форме». Конечно, начинать быть в форме надо с детства. И «детский фитнес» - это гармоничное физическое развитие ребенка на основе учета его возрастных особенностей, потребностей интересов, возможностей и уровня здоровья.
Детский фитнес - это уникальная комплексная система разнонаправленных занятий и мероприятий. Это калейдоскоп увлекательнейших занятий, потрясающих детских праздников и утренников, побед на первых настоящих соревнованиях. Это и йога и восточные искусства, танцевальные направления и занятия в бассейне и игровые уроки и занятия ОФП, в некоторых клубах – это еще и ролики, лыжи спортивные игры на свежем воздухе. Для желающих профессионально освоить технические элементы любимых видов спорта, во многих фитнес-клубах работают секции, по видам спорта, таким как боевые единоборства, теннис, спортивная и художественная гимнастика.
В основе организации детского фитнеса лежит рациональное использование средств физической культуры и спорта в оздоровлении и соответствующем возрастным нормам развитию ребенка.
Детский фитнес - это новый, неповторимый мир душевной и физической гармонии ребенка. Это возможность проявить себя через призму своих интересов и способностей; самореализация, воплощение своих желаний, новые друзья.
Преимущество детского фитнеса перед спортивными секциями или теми же регулярными занятиями физкультурой: во - первых, фитнес гармонично развивает ребенка, в то время как в спортивных секциях дают нагрузку неравномерно, во - вторых, занятия физкультурой «пахнут» обязаловкой: у детей нет выбора что им делать. В детском фитнесе ничего такого быть не может. Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: тренажерно – информационной системы (ТИСа), разработанной профессором Д.П. Рыбаковым, дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина, оздоровительной фитбол-гимнастики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики (специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы само- массажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения т.д.), направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях (самостоятельные занятия оздоровительной гимнастикой, закаливание, фито- и витамино- профилактика и т.д.).
Выбор методики проведения занятия, определение его формы, структуры и содержания зависит от особенностей возрастного развития детей, становления их двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.
Преимущественно детские физкультурно-оздоровительные программы носят комплексный характер и содержат упражнения, направленные на развитие физических качеств и освоение новых двигательных действий.
Методика построения оздоровительной тренировки для детей (фитнес-тренировки) отличается от традиционной методики подготовки юных спортсменов, так и от занятий физической культуры.
В основе ее лежат принципы построения тренировки в оздоровительном или физическом фитнесе, которые предполагает снижение риска возникновения заболеваний, повышение общей физической и интеллектуальной работоспособности, правильный режим питания, навыки безопасного поведения, создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий и т.п.
Большое значение в детском фитнесе имеет игровая направленность занятий. Игры и игровые задания можно использовать в различных частях занятия. В разминке целесообразно проводить игры на внимание, постановку правильного дыхания. В основной части занятия они могут быть направлены на совершенствование или закрепление уже освоенных двигательных умений и навыков, в заключительной – на релаксацию и восстановление. Особой популярностью у дошкольников пользуются занятия, построенные по единому игровому сюжету в рамках одного или нескольких занятий.
Цель детского фитнеса – на основе комплексного использования факторов физического воспитания, заложить фундамент гармоничного физического развития и всестороннего совершенствования физических способностей ребенка в единстве с воспитанием его духовных и нравственных качеств.
Для достижения этой цели, в процессе занятий детским фитнесом, решаются три основные группы задач:
Задачи 1 года обучения:
1. Образовательная
- знакомить с элементарными знаниями по физическому воспитанию;
заботиться о формировании осанки детей, укреплении мыщц стоп, а также мышц кистей и пальцев рук.
2. Развивающая:
способствовать развитию мелкой моторики, правильного дыхания;
способствовать развитию координированности движений, их экономичности и ритмичности.
Воспитательная:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать морально-волевые качества;
- развивать познавательный интерес и расширять кругозор.
Оздоровительная:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни
- снижение заболеваемости.
Задачи 2 года обучения:
1. Образовательная
- анализировать и оценивать последовательность и качество своих
действий;
- закреплять приобретенные детьми ранее двигательные навыки
и умения;
продолжать формировать навык правильной осанки;
ортопедических мячах.
2. Развивающая:
развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;

Воспитательная:

Оздоровительная:

- снижение заболеваемости.
Задачи 3 года обучения:
1. Образовательная
- обучить необходимым знаниям по физическому воспитанию;
- формировать жизненно необходимые умения и навыки;
- ознакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья на
занятиях и дома;
сформировать навык правильной осанки;
обучить навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания;
изучить комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших
ортопедических мячах.
2. Развивающая:
развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;
развивать интерес к физической культуре и спорту.
Воспитательная:
- воспитывать физические качества;
- воспитывать морально-волевые качества.
Оздоровительная:
- повышение функционального уровня органов и систем
организма путем оптимальных физических нагрузок;
- осуществление коррекции имеющихся функциональных
нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
При организации програмы детского фитнеса, в основном, используется следующее деление на группы:
1,5 – 3 года (малыши);
3 - 5 лет (младшие дошкольники)
5 – 6/7 лет (дошкольники);
Срок реализации программы: 3 года.
Формы организации занятий: групповые, по подгруппам, индивидуальные. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть (беседа, инструктаж, просмотр иллюстраций) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты, самостоятельная работа).
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия – один академический час. Общая продолжительность -72 часа за учебный год. Продолжительность занятии для детей 1,5 - 3 - 20 минут, 3 - 5 - 25 минут, 5-7 - 30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Воспитанники 1 года обучения будут знать:
Элементарные знания по физическому воспитанию;
2. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков.
3. Элементарные упражнения направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп),
Воспитанники 2 года обучения будут знать:
1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания.
2. Комплексы упражнений направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
3. Правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.
Воспитанники 3 года обучения будут знать;
Необходимые знания по физическому воспитанию;
Правила самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома;
навыки диафрагмально-релаксационного дыхания;
комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах.
Воспитанники 1 года будут уметь:
Применять элементарные знания по физическому воспитанию;
2. Использовать способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков.
3. Использовать элементарные упражнения направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп),
Воспитанники 2 года будут уметь:
1. Применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств.
2. Использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
3. Применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Воспитанники 3года будут уметь:
Применять необходимые знания по физическому воспитанию;
Использовать правила самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома;
Использовать навыки диафрагмально-релаксационного дыхания;
Применять комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах.
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль.
итоговый контроль умений и навыков.
анализ медицинских карт воспитанников (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), контрольные упражнения и тесты, журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой
пройденной темы в виде бесед, выполнении контрольных упражнений, тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, викторин, праздников здоровья.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика” 0,5 2
3 Слушание музыки
0,5 2
4 Осанка
2 10
5 Базовые шаги аэробики
2 10
6 Стретчинг
2 10
7 Учимся расслабляться
1 8
8 Профилактика плоскостопия
2 10
9 Подвижные игры
1 8
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
12 60

Итого: теория 12 часов; практика 60 часов
Всего 72 часа.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 Осанка
2 8
3 Профилактика плоскостопия
1 5
4 Аэробика
1 8
5 Танцевальная аэробика
1 10
6 Акробатика
1 8
7 Шейпинг
1 8
8 Стретчинг
2 8
9 Подвижные игры
1 5
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
11 61


Всего 72 часа.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п ТЕМА ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
1 Вводное занятие
0,5 0,5
2 Осанка
2 8
3 Профилактика плоскостопия
1 5
4 Аэробика
1 8
5 Танцевальная аэробика
1 10
6 Шейпинг
1 8
7 Стретчинг
1 8
8 Учимся расслабляться
2 8
9 Подвижные игры
1 5
10 Итоговое занятие
0,5 0,5
Всего:
11 61

Итого: теория 11 часов; практика 61 часов
Всего 72 часа.

Тема №1: “Вводное занятие” (1 час).

Тема №2 “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика”
Беседа: Мелкая моторика, наш ум на кончиках пальцев.
Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр Гимнастика для суставов. Подвижные игры “День – ночь”, “Делай как я”.

Тема № 3 Слушание музыки (2,5 часа)
Теория: Беседа: «Красивую музыку приятно слушать»
Практика: В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передает музыка, о чем и как она рассказывает.

Тема №4: “Осанка” (12 часов).
Теория: Беседы “Красивая осанка”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: “Ракета”.

Тема № 5 Базовые шаги аэробики (12 часов)
Теория: “Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота”.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; прыжки с разным положение рук; разминочные упражнения, упражнения в равновесии.

Тема №6 Стретчинг (12 часов)
Теория: Техника безопасности.
Практическая работа: Комплексы упражнений на растяжку. Игры средней подвижности.

Тема № 7 Учимся расляблятся (9 часов)
Теория: Беседа Типы дыхания. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Практическая работа: Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо - легочных заболеваниях.

Тема №8: Профилактика плоскостопия (12 часов).
Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Ходьба по массажной дорожке. Игры: “Великаны, карлики”, “Ель, елка, елочка” и др.


Теория: подвижные игры, Объяснение правил игры.
Практика: «Карусель», «Волк и заяц», «Мышеловка», «Птичка в гнездышке», «Гуси - лебеди», «Совушка - сова» и другие.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 года обучения
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп.


Теория: Беседы “Красивая осанка”. “Профилактика нарушений осанки”.


Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: “Мышеловка”, “Пустое место” и др.

Тема №4: Аэробика (4 часа).
Теория: Беседы “О пользе аэробики”. Виды аэробики.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; прыжки через скакалку, прыжки с разным положением рук, упражнения на степ досках.


Теория: Беседа «Что такое танцевальная аэробика»:
Практика: Разучивание отдельных танцевальных упражнений и целых танцевальных комплексов.

“Тема 6.Акробатика
Теория: Беседа: «Мы циркачи»
Практическая работа: Комплексы упражнений с элементами акробатики. Разучивание подводящих упражнений. Подвижные игры, эстафеты.

Тема №7 Шейпинг
Теория: Беседы. «Что такое шейпинг», Виды шейпинга.
Практика: Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств. Подвижные игры “Салочки”, “Третий лишний”. Упражнения направленные на коррекцию фигуры и осанки. Упражнения на отдельные мышечные группы.

Тема №8 Стретчинг,
Практика: Упражнения, направленные на развитие и поддержание гибкости и подвижности суставов, упражнение на расслабления:

Тема № 9 Подвижные игры (9 часов)
Практика: «У медведя во бору», «найди свой домик», «щиплем перья», «воздушная кукуруза», «построим мосты», «воробушки и кот» и другие.

Тема № 10 Итоговое занятие (1 час)
Занятия по исследованию результативности. Подведение итогов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 года обучения
Тема №1: “Вводное занятие” (2 часа).
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия (определение плечевого индекса), осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля за своим состоянием.

Тема №2: “Осанка” (12 часов).
Теория: Беседы “Красивая осанка”. Беседа “Позвоночник – ключ к здоровью”. “Профилактика нарушений осанки”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: по возрасту.

Тема №3: “Профилактика Плоскостопия” (6 часов).
Теория: Беседа “О профилактике плоскостопия”. БАТ на стопе.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: “зайцы в огороде”, “Ловкие ножки” и др.

Тема №4: Аэробика (4 часа).
Теория: Беседы “Влияние занятий фитнесом на телосложения”.
Практическая работа: Разные виды ходьбы, бега и прыжков; разминочные упражнения, упражнения на общую выносливость, на силовую выносливость, на развитие гибкости.

Тема №5:Танцевальная аэробика
Теория: Беседа «стили танцевальной аэробики»
Практика: Разучивание и демонстрация танцевальных комплексов.

Тема 6.Акробатика
Теория: Беседа: Техника безопасности при работе со спортивным оборудованием в целях предупреждения травматизма.
Практическая работа: Комплексы упражнений с элементами акробатики. Совершенствование техники знакомых упражнений и разучивание новых упражнений. Подвижные игры, эстафеты.

Тема №7 Шейпинг“, Фитбол-гимнастика”
Теория: техника безопасности. Правила поведения на мячах. Знакомство со свойствами мяча. Правильная посадка на мяче. Правила выбора мяча.
Практическая работа: комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: “Догони мяч”, “Грузим арбузы”, “Везем арбузы”, “Паровозик”, “Гусеница”, “Прокати мяч”.

Тема №8 Стретчинг, пилатес, калланетика.
Теория: Беседы. «Развиваем гибкость»
Практика: Упражнения на гибкость, растяжку, подвижность суставов. Упражнения на расслабление.
Тема № 9 Подвижные игры (9 часов)
Теория: подвижные игры, подвижно-дидактические игры. Объяснение правил игры.
Практика: «Летающие тарелки», «Повторяй за мной»,», «Угадай, чей голос», «Мы- веселые ребята», и другие.

Тема № 10 Итоговое занятие (1 час)
Занятия по исследованию результативности. Подведение итого
Методическое обеспечение программы:

1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
2. Литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии).

Техническое оснащение занятий:

1. Занятия проводятся в просторном, светлом зале, желательно с ковровым покрытием, оснащенным спортивным оборудованием и инвентарем, тренажерами ТИСа.

2. Для занятий необходим магнитофон и аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.

Список литературы использованной при составлении программы и адресованной педагогам:


2. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000 г.
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
4. Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975 г.
5. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003 г.
6. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
7. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
8. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
9. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
10. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005 г.
11. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
12. Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994г.
13. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г.
14. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002г.
15. Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989 г.
16. Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004 г.
17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003 г.
18. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.
19. Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003 г.
20. Тюрин А. Самомассаж. СПб: Питер, 1997 г.
21. Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.

Список литературы рекомендованной детям и родителям в помощь освоения программы:
1. Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.
4. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
5. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
6. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
7. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002 г.
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003 г.

1.Пояснительная записка
Образовательная программа «Детский фитнес» по оказанию дополнительных платных услуг, разработка которой осуществлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Программа обеспечивает расширение возможностей по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 4 до 5 лет, и является документом, на основе которого дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет образовательную деятельность. Срок реализации Программы 2 года.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей. Общий объем деятельности соответствует требованиям действующих СанПиН.

Занятия фитнесом обеспечивают правильное развитие детского организма. В отличие от занятий физкультурой, детский фитнес направлен именно на поддержание здоровья и физической формы ребенка. В данном случае отсутствует «погоня за результатами», что подчас делает детский спорт более интересным для ребенка.

Эта программа корректирует осанку, предотвращает плоскостопие и проблемы с опорно-двигательным аппаратом, укрепляет сердечно-сосудистую систему, занимается развитием координации, силы, гибкости, выносливости, чувства ритма, артистичности.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влияет на нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, вместо возрастного развития основных физических качеств: быстроты, координации движений, выносливости, гибкости и силы).

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Необходимо обеспечить потребность ребенка в движении, дать возможность утолить «двигательный дефицит». Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес специализированных занятий, поэтому целесообразно и сознательно создаются занятия, когда дети могут выплеснуть не только свои эмоции и порезвиться, но и приобрести необходимые навыки и умения.

Кузнецова Надежда Серафимовна
Рабочая программа «Детский фитнес» для детей 5–7 лет

I. Целевой раздел.

1. 1 Пояснительная записка.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности инструктора по ФВ. Программа «Детский фитнес » (далее – Программа ) разработана в соответствии :

Со статьей 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года,

СанПиН от 29.12.12 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России, регистрационный номер 2.4.1.3049-13;

Федеральными государственными образовательными стандартами от 28.08.2013

- Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство » / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Детство - Пресс , 2005;

Физкультурные занятия Детским фитнесом для детей 5-7 лет . / Е. В. Сулим - М.: ТЦ Сфера, 2015

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образова-тельных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста ин-структор создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответ-ствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются :

Организационные условия;

Технологические условия (принципы, методы, приемы) ;

Материально-технические условия (развивающая среда) ;

Социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);

Контрольно-диагностические условия.

Актуальность выбранной программы .

В дошкольном возрасте связь между физическим и психическим развитием более тесная и крепкая, чем в дальнейшие периоды жизни. Фитнес является важнейшей составляющей образа жизни и поведения детей . Формирующее влияние разнообразных средств фитнеса на совершенствование систем и развития функций растущего организма в наибольшей степени проявляется в дошкольном возрасте. Оптимальный режим занятий детским фитнесом , способствующий эффективному развитию двигательных функций дошкольников, следует рассматривать с количественной и качественной сторон. Количественные характеристики : объем движений, выполняемый детьми в определенный календарный период, место занятий фитнесом в режиме дня дошкольника. Качественные характеристики : содержание двигательной активности, уровень сопротивляемости организма к негативному влиянию окружающей среды. Низкий двигательный уровень вызывает отклонение в физическом развитии детей , и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными, как следствие, часто болеют.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интерес к здоровому образу жизни.

Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач :

1. Оздоровительные :

Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

Формировать и закреплять навык правильной осанки.

Содействовать профилактике плоскостопия.

Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся .

Способствовать профилактике различных заболеваний.

2. Образовательные :

Сформировать у занимающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса , о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом .

Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.

Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.

Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты) .

3. Воспитательные :

Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи) .

Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Процесс занятий в фитнесе подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач оздоровления, обучения, развития и воспитания личности.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы , от 5 до 7 лет. Количество возрастных групп может быть различным и зависит от спроса на предлагаемую услугу. Наполняемость группы от 10 до 15 человек. Программа рассчитана на один учебный год с сентября по май включительно.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы .

Реализация в полном объеме задач Программы позволяет ожидать следующие результаты :

высокий уровень развития основных физических качеств;

развитие музыкально-ритмических способностей;

снижение заболеваемости.

Способами их определения являются :

фитнес-тестирование (проводится 2 раза в год : в начале года - первичное, в конце учебного года – итоговое);

мониторинг заболеваемости (раз в полгода) ;

наблюдение; анализ полученных данных;

беседа с родителями;

отслеживание дальнейшей спортивной деятельности выпускников (сек-ции, кружки) .

Формой подведения итогов реализации Программы является открытое занятия для родителей воспитанников, фотоотчет.

Направление «Физическое развитие»

детей :

Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце и вода) ;

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8 – 10 минут (Физическая культура) ;

(Физическая культура) ;

Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на пргулке, используя имеющееся физкультурное оборудование (Физическая культура) ;

навыков :

(Социализация) ;

пищи (Социализация) ;

;

(Социализация) ;

жизни :

Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их орга-низма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия» ) ;

Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания (Социализация, Физическая культура, Познание) ;

Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения) . Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие (Социализация, Познание) ;

Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения (Познание) ;

Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке (Безопасность) .

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей :

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту (Социализация, Познание) ;

Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки (Физическая культура) ;

Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня , используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения (Социализация, Познание) ;

Воспитание культурно-гигиенических навыков :

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом (Социализация) ;

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды (Социализация) ;

Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком (Безопасность, Социализация, Физическая культура, Познание) ;

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно заправлять постель (Социализация) ;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни :

Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека (Физическая культура) ;

Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последова-тельность её приема, разнообразие в питании, питьевой режим) (Физическая культура) ;

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Учить активному отдыху (Физическая культура) ;

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на Физическая культура (Физическая культура, Познание) ;

По развитию физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

Формировать потребность в ежедневной двигательной активности (Здоровье) ;

Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, рав-няться в колонне, шеренге, круге, выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе (Социализация) ;

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве (Здоровье, Познание) ;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры (Здоровье, Познание) ;

Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) (Здоровье, Познание) ;

2.2. Перспективное планирование

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников.

Образовательная область «Здоровье»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения) . Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду . Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.

Образовательная область «Физическая культура»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей» , на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес , совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес ; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.) ; совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

III.Организационный раздел.

3.1 Особенности традиционных мероприятий ДОУ.

Характеристика форм занятий, используемых в программе

Форма проведения занятия с детьми

1. Танцы-игры (зверобика) Данная форма занятия способствует повышению эмоционального фона детей , развития внимания и воображения Она предполагает использование свободных движений, выполняемые под музыкальное сопровождение.

2. Спортивные танцы Данная форма занятий формирует и развивает двигательные навыки детей . Предполагает использование различных предметов : мячей, скакалок султанчиков, помпонов, обручей, лент.

3. Фитбол-гимнастика Данная форма предполагает использование специальный мячей – фитболов. Фитбол- гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъме детей , что является эффективным методом их мотивации. В ходе таких занятий решается целый комплекс задач : - развитие двигательных навыков; - обучение основным двигательным действиям; - развитие и совершенствование координации движений; - укрепление мышечного корсета; - улучшение функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем; - нормализация работы нервной системы , - стимуляция нервно-психического развития; - улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов; - устранение венозного застоя; - улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; - стимуляция развития анализаторных систем, развитие мелкой моторики и речи; - адаптация организма к физической нагрузке.

4. Ритмическая гимнастика с элементами аэробики Общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид оздоровительной гимнастики. Занятия ритмической гимнастикой привлекают не только своей доступностью, но и возможностью изменять содержание в зависимости от возраста, интересов, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности благодаря большому арсеналу средств и методов. В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений : строевые, упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и оздоровительных видов гимнастики, а также базовые и основные шаги аэробики.

5. Стретчинг Стрэйтчинг направлен на активизацию защитных сил организма, развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового внимания и памяти, т. е. творческих и оздоровительных возможностей организма, на снижение эмоционально-психического напряжения. Стретчинг включает в себя динамические и статические нагрузки в игровой форме. Именно игра поддерживает живой интерес к занятию. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер. К 5-ти годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения. Комплексы упражнений игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, метод театрализации,

6. Игровой самомассаж, массаж в парах Данная форма занятий способствуют формированию у ребнка сознательного стремления к здоровью.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ .

Программа по детскому фитнесу предполагает групповую форму организации деятельности, при необходимости группа может разбиваться на подгруппы. Организованную деятельность по дополнительному образованию проводится в спортивном зале и отвечает всем гигиеническим требованиям. Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре входят три части : подготовительная, основная и заключительная.

В подготовительной части осуществляется начальная организация занимаю-щихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части деятельности. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части урока. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные лечебно-профилактические задачи. Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 4-5 минут от общего времени.

Основная часть занимает большую часть времени и длится 15-20 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой. В работе могут быть использованы как комплексы общеразвивающих упражнений определенной лечебной направленности, серии танцевальных упражнений, так и целые композиции, то есть группы упражнений, объединенные единым смысловым значением и решающие определенные задачи. Структура основной части может изменяться в зависимости от : - повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных положениях (стоя, сидя, в упорах, лежа, - направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, координацию движений и др.) - отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.) .

В заключительной части решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 5-7 минут. Нагрузка здесь должна значительно снижаться за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах, элементы самомассажа тех мышц, на которые была направлена большая нагрузка, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации

Приемы и методы организации образовательной деятельности по детскому фитнесу

Игровой метод (драматизация, театрализация, игроритмика, игрогимнастика, танец, музыкально- ритмическая гимнастика);

Метод сравнения - наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного владения исполнительскими навыками;

Метод звуковых и пространственных ориентиров;

Метод наглядно-слухового показа;

Метод активной импровизации;

Метод коммуникативного соревнования;

Метод упражнения (многократные повторения музыкально- ритмических и танце-вальных движений).

Мониторинг освоения воспитанниками дополнительной развивающей программы «Детский фитнес »

Показатели :

1. Демонстрирует двигательные способности

2. Выполняет упражнения игрового сретчинга

3. Выполняет гимнастические и танцевальные комплексы программы

4. Выполняет дыхательную, глазную гимнастики, самомассаж, упражнения на релаксацию

5. Проявляет самостоятельность, творческую инициативу, умеет импровизировать

В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении воспитанниками планируемых результатов (показателей) освоения программы :

3 балла – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого

2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого

1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности

3.3 Организация предметно-пространственной среды.

Помещение : спортивный зал.

Материалы (оборудование) : мячи «фитболы» разного диаметра, гантели, мягкие модули, степ – платформы, помпоны, тренажеры, скакалки, обручи, массажеры, коврики, шиповидные мячи разных размеров; ребристые и колючие дорожки; ленточки; платочки; флажки; кегли; гимнастические палки; «дорожки здоровья» . Картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия; картотека комплексов специального воздействия; аудиотека для музыкального сопровождения

ПРИНЯТА Педсовет ГБДОУ № 1 Протокол № ___ от _____2014 года УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ № 1 ___________ О.Г. Коданева Приказ № ____ от _____2014 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оказанию дополнительных платных образовательных услуг Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 1 комбинированного вида Невского района Санкт - Петербурга На 2014 -2015 учебный год «Детский фитнес» («Бэби фитнес») 2014 год Содержание: Целевой раздел: Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел: Содержание работы Формы работы Тематический план Организационный раздел: Список литературы 3 3 4 4 5 6 6 7 8 9 10 2 Целевой раздел: 1.Пояснительная записка Детский фитнес - это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка. До 6 лет у ребенка складывается стереотип поведения, режима. В этом возрасте он легко ко всему привыкает. К тому, что нужно быть здоровым, крепким, и для этого заниматься спортом. На фитнес-занятиях дети получают регулярную нагрузку, учатся общаться со сверстниками. Уроки детского фитнеса проходят в наиболее подходящей для детей форме - игре. При этом они учатся взаимодействовать по правилам, а также думать, зачем в данный момент делают то или иное движение. Постепенно малыши знакомятся со своим телом, узнают на что способны их руки, ноги, спина. Как правило, дети сами задают ритм и тематику каждого занятия своим поведением. Однако существует необходимый тренинг - минимум на каждом занятии: упражнения против сколиоза, плоскостопия и на развитие координации движения. Занятия фитнесом оказывают всестороннее влияние на организм ребенка, и это влияние наиболее значимо для растущего и развивающегося организма. Развитие движений оказывает значительное влияние на становление соответствующих структур мозга. Занятия фитнесом в детском возрасте выступает как необходимое условие формирования основных структур и функций организма. Движения в дошкольном возрасте - это один из постнатальных стимулов развития структур и функций организма и развития резервных механизмов физиологических систем, обеспечивающих надежность их функционирования в различных условиях жизни. В тренированном организме повышается сопротивляемость к негативному влиянию окружающей среды. 3 2. Цель программы Основной целью программы является всестороннее развитие личности ребенка средствами гимнастики. Освоение упражнений программы поможет естественному развитию организма ребенка, создаст необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой у детей. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. 3. Задачи программы Укрепление здоровья: - способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата - способствовать развитию функциональных возможностей организма (дыхательной, сердечно - сосудистой и нервной систем). Развитие психомоторных способностей детей: - развивать мышечную силу, гибкость, скорость, координацию, равновесие. - формировать навыки танцевальных движений. - содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания. - поддерживать интерес к двигательной активности. - обучать жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам. Развитие творческих способностей детей: - развитие мышление - развивать познавательную активность - формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку. 4 4. Планируемые результаты освоения программы: - приобретение умения ориентироваться в понятиях «фитнес», «здоровый образ жизни»; - улучшение общей физической подготовки; - укрепление здоровья. Предусмотрено проведение диагностики дополнительной образовательной: - начальная диагностика (октябрь); - итоговая диагностика (май). Цель диагностики: Выявление уровня развития ребенка и динамики его развития в процессе освоения дополнительной платной образовательной услуги. 5 Содержательный раздел: 1.Содержание работы: Детский фитнес включает в себя следующие виды занятий по направлениям: 1. Фитбол - гимнастика 2. Бэби - дэнс 3. Топ - Топ Фитбол - гимнастика - это занятия на больших упругих мячах. Задачи занятия: 1. Развитие двигательных качеств. 2. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия. 3. Укрепление мышечного корсета, создание правильной осанки. 4. улучшение функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Бэби - дэнс. Цель занятия: укрепление здоровья, гармоничное развитие личности ребенка. 6 Задачи занятия: 1. Обучение ритмичным движениям в соответствии с характером музыки. 2. Содействие творческому развитию ребенка (свободные пляски) 3. Закрепление приобретенных двигательных навыков. Топ - Топ Цель занятия: укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, укрепление мышц свода стопы. 2. Формы работы: Основной формой работы являются групповые занятия: По данной программе проводится 4 занятий в месяц, 32 занятия в год. Длительность занятий в младшей группе 15-20 мин, в средней группе 20-25 мин, в старшей - подготовительной 25-30 мин. Количество детей в группе составляет не более 15 человек. Возраст занимающихся от 3 до 7 лет. Занятия проводятся в спортивном зале. Основное необходимое оборудование для занятий: фитбольные мячи, гимнастические палочки, ребристые дорожки, массажные мячи, кочки; обручи, step-платформы, тонкий канат, малые мячи и д.р. Для занятий необходимо использование музыкального центра. На занятиях используются музыкальные диски: Детские песенки, Музыка с мамой, На зарядку становись. Структура занятия: Все занятия состоят из трех частей: подготовительной (ОРУ),основной, заключительной. 7 3. Тематический план по дополнительной образовательной услуге «Детский фитнес» на 2014-2015 учебный год. 1. Теоретический курс обучения: 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием фитнеса. 2. Практический курс обучения: 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми: «Покажи, что ты умеешь?» 2. Аэробика: *сказочная2 занятия *спортивная 3. Гимнастика * спортивная * дыхательная 4. Занятия с фитболом10 5. Степ 1 занятие 2 2 2 5 занятий 7. Хореография *танцевальная4 занятия *спортивная4 занятия 8. Разминка, заминка на каждом занятии в течение учебного года Итого: 32 часа 8 Организационный раздел: 1.Адресность услуги: дополнительной платной образовательной Программа адресована детям от 3-х до 7-ми лет. 2. Условия набора: Группы формируются по возрасту Для занятий необходима спортивная форма и кеды на резиновой подошве. 3.Сроки реализации дополнительной платной образовательной услуги: Октябрь 2014 - Май 2015 9 4. Список литературы: Анисимов О.Скрестим пальцы/Айболит, 2001г. №2. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с. Потапчук А.А. "Лечебные игры и упражнения для детей". С.-П. 2007. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” - М.: ТЦ Сфера, 2005-175с. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников/М.ГНОМ и Д, 2003г. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П. 2007. Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие". М. 2001. Н.А. Фомина -методические рекомендации к программе по ф/в дошкольников «Детский сад-2100», интернет ресурсы. Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие". М. 2001. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - Мн., 1998. 10 11

Восточно - Казахстанская область. Коммунальное Государственное учреждение

«общеобразовательная средняя школа №1»города Аягоза.

Учителя физической культуры- Нихамбаевой Э.К.

Домашний адрес: г.Аягоз ул.Дюйсенова 108 кв.18.

Электронный адрес:[email protected]

Год составления 2015 год

Пояснительная записка

Понимание воспитательной ценности физической культуры - важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности. Вместе с этим это единственный учебный предмет,формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу. Содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Одним из средств повышения интереса к урокам физической культуры, видится применение современных фитнес –технологий, как один из результативных путей.

В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Ритмика», «Ритмика и танец», «Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети средней группы основной школы более эмоциональные, поэтому для них подходит больше программа «Детский фитнес». Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, игры и т.п.

Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-6 классов.

Цель программы : разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни, увеличение функциональных резервов организма, и профилактика заболеваний.

Достижение цели возможно через решение следующих задач :

    Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.

    Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, временные, ритмические способности.

    Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

    Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;

    Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;

    Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;

    Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;

    Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.

Программа «Детский фитнес» для школьников 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Занятия по программе «Детский фитнес» включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев.

Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.

    Введение в образовательную программу

    Общая физическая подготовка

    Специальная физическая подготовка

    Степ-аэробика

    Фитбол-аэробика

    Оздоровление

Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):

Гимнастические коврики - 15 шт.

Гимнастические мячи -15 шт.

Гимнастические обручи -15 шт.

Гимнастические маты - 8 шт.

Скакалки - 15 шт.

Мячи большие резиновые (фитбол) - 15 шт.

Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности, как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.

Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.

Планируемые результаты освоения программы.

Программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

    ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;

    раскрывать понятия: синхронно, музыкально, ритмично;

    ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;

    выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;

    характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

    осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:

    установка на здоровый образ жизни;

    основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства c народными танцами, играми;

    ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

    эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;

    знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

    организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;

    соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;

    оценивать правильность выполнения действия;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

    проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;

    организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;

    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, мини группам, парам;

    контролировать действия партнёра в парных упражнениях;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;

    задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.

Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя :

    соревнования по аэробике;

    зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками;

    защиту игровых программ и проведение их на переменах;

    представление самостоятельно и в группах составленных комплексов аэробики, партерной гимнастики, ритмической гимнастики с предметами в зачётной форме;

    заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.

Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнеса.

Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения:

    быстрые круговые движения головой и излишние наклоны головы вперед и назад;

    упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти;

    прогиб туловища в положении лёжа на животе с упором на кисти;

    подъём двух прямых ног из положения лёжа на спине;

    переход из положения лёжа в положение сидя с прямыми ногами;

    «глубокие приседания», где угол в коленном суставе менее 90 градусов;

    наклоны вперёд, стоя на прямых ногах;

    прогиб туловища назад в положении стоя;

    вращательные движения коленями;

    работа с отягощениями на выпрямленных руках;

    резкие скручивания туловища («мельница»);

    движения с чрезмерной амплитудой;

    максимальные нагрузки и продолжительное изометрическое напряжение;

    шаг на платформу спиной вперёд;

    спуск с платформы прыжком.

Учебно-тематический план программы «Детский фитнесс»

Название темы

Теория (час)

Практика(час)

Количество часов

I

ТБ, введение в образовательную программу.

Гигиена спортивных занятий.

II

Элементы строевой подготовки

Силовые упражнения для рук

Силовые упражнения для ног

Силовые упражнения для шеи и спины.

III

IV . Степ-аэробика (11 часов)

Степ-аэробика

V . Фитбол-аэробика (6 часов)

Фитбол-аэробика

VI . Оздоровление (16 часов)

Коррекционные упражнения

Партерная гимнастика.

Стретчинг

VII . Закрепление и обобщение полученных знаний и умений (12 часов)

Закрепление и обобщение полученных знаний и умений

Итого

Календарно-тематическое планирование программы «Детский фитнесс» 5 класс.

п/п

Тема занятия

часы

дата

дата

5 класс

I . Введение в образовательную программу (4 часа)

ТБ, введение в образовательную программу

Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики.

Начальная диагностика

Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности.

Гигиена спортивных занятий

Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к прическе, правила поведения после занятий)

Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики.

Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика и их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика

II . Общая физическая подготовка (8 часов)

Элементы строевой подготовки

Общеразвивающие упражнения для рук

Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета

Общеразвивающие упражнения для ног

Общеразвивающие упражнения для шеи и спины

III . Специальная физическая подготовка (11 часов)

Базовые шаги и связки аэробики

Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Влияние занятий аэробикой на различные системы организма

Базовые шаги и связки аэробики

Техника выполнения базовых шагов аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Закрепление базовых шагов. Запрещѐнные упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции

Комплекс танцевальной аэробики

Комплекс танцевальной аэробики

Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки

IV . Степ-аэробика (11 часов)

Степ-аэробика. Т.Б. при выполнении упражнений на степах

Степ-аэробика

Разучивание базовых шагов на степе

Степ-аэробика

Разучивание аэробных связок на степе

Степ-аэробика

Упражнения на растяжку мышц ног

Итоговые занятия. Обобщение. Танцевальные композиции

6 класс

V . Фитбол-аэробика (6 часов)

Фитбол-аэробика

Техника безопасности при проведении занятий на фитболах. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся

Фитбол-аэробика

Влияние фитбол-аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики Знакомство с мячом. Обучение седу на мяче, прыжки на мяче

Фитбол-аэробика

Ознакомление с основными исходными положениями фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики

Фитбол-аэробика

Разучивание основных исходных положений фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики

VI . Оздоровление (16 часов)

Коррекционные упражнения

Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний. Профилактика плоскостопия

Коррекционные упражнения

Закрепление связок и базовых шагов аэробики, используемых в фитбол-аэробике

Коррекционные упражнения

Дыхательная гимнастика

Коррекционные упражнения

Разучивание гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой

Коррекционные упражнения

Релаксация Джекобсона

Комплекс детской йоги

Партерная гимнастика.

Стретчинг. Повторение элементов строевой подготовки

Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.)

Стретчинг. Общеразвивающие упражнения для рук

Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. Упражнения на развитие осанки, гибкости

Стретчинг

Упражнения на развитие осанки, гибкости

VII . Закрепление и обобщение полученных знаний и умений(12 часов)

Общеразвивающие упражнения для ног. Коррекционные упражнения

Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом

Общеразвивающие упражнения для шеи и спины.

Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины

Стили танцевальной аэробики

ОРУ для рук. ОРУ для ног.

Подробное ознакомление со стилями танцевальной аэробики; их сходство и различия; история возникновения, техника выполнения.

Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения

«Мамбо», профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика

Степ-аэробика. Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения

«Латино», релаксация

Танцевальная композиция

Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений

Итоговое занятие

Словарь терминов

Аэробика - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает соблюдать ритм выполнения упражнений. Балет - вид сценического искусства, в котором действия персонажей выражается через танцы и музыку. Вальс - общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. общее название бальных танцев, исполняющихся в закрытой позиции. Выносливость - способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок; Гибкость - способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой;

Гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках. Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода. Здоровье - состояние живого организма, при котором организм способен полностью выполнять свои функции. Здоровый образ жизни - образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Игры детские - вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни. Организм - тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Пи́ща - всё, что пригодно для еды и питья живыми организмами. Основное назначение пищи - быть источником энергии и «строительного материала» для организма. Партерная гимнастика - слово партер произошло от французского parterre (по земле): слово par - по, а слово terre - земля. Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. Полька - быстрый, живой среднеевропейский танец , а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем . Пульс (от лат. pulsus - удар, толчок) - колебания стенок кровеносных сосудов. Режим дня - это заранее точно установленный, размеренный образ жизни. Релакса́ция (от лат. Relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Самоконтроль - Контроль над самим собой, над своей работой. Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Сила - способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.

Спортивная гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин - на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках.

Стретчинг - это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание.

Фанк-аэробика (Funk) – для этого вида занятий характеран особая техника движений (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений. Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. Фитнес (англ. fitness , от глагола "to fit" - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека. Хорово́д (хоро, коло, корогод, карагод, харагод) - древний народный круговой обрядовый танец и содержит в себе элементы драматического действа. Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Список литературы

    Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе: лекции курсов повышения квалификации http://bmsi.ru/

    Ресурсы интернета: www . missfit . ru http :// fitfan . ru

    Программа для обучающихся 5-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики /авт.- сост. О.С. Слуцкер, Т.Г. Полухина, В.С. Козырев

    Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.

    Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.

    Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. – М.:

    Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.

    Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.